Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Федеральная таможенная служба

О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками

Опубликовано: 22 октября 2018 13:40
Последнее изменение: 15 июля 2021 09:37

В основу процессов управления рисками в таможенной службе Российской Федерации положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), основанная на распределении участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля.

Субъектно-ориентированная модель СУР позволяет одновременно решать сразу несколько важных задач, а именно:

- смещение акцента таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что обеспечивает снижение издержек законопослушных участников ВЭД при совершении таможенных операций;

- рациональное использование как кадровых, так и технических ресурсов и потенциала таможенных органов при проведении таможенного контроля;

- возможность сконцентрировать основные усилия при таможенном контроле на наиболее рисковых товарных партиях.

Распределение участников ВЭД по категориям уровня риска осуществляется полностью в автоматическом режиме штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации.

20 июня 2020 года вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. № 29н «Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска» (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2020 г., рег. № 58381, далее – приказ Минфина России).

Приказ Минфина России предусматривает проведение анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, и определяет 31 критерий, характеризующий участников ВЭД на основе различных аспектов их деятельности, в том числе: наличие товарооборота с оффшорными зонами, изменения динамики основных показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, уровень соблюдения валютного законодательства, экспортная ориентированность, результаты категорирования ФНС России.

Перечень критериев приведен в приложении к приказу Минфина России.

В ходе проведения категорирования по всем участникам ВЭД производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности участника ВЭД. Исходя из полученной итоговой оценки деятельности участника ВЭД проводится определение его категории уровня риска – низкий, средний или высокий.

Применяются 6 блокирующих критериев, при выявлении хотя бы одного из которых участник ВЭД не может быть отнесен к категории низкого уровня риска, а именно:

1) неисполнение участником ВЭД обязанностей по представлению документов и сведений при проведении таможенной проверки после выпуска товаров;

2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

3) наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока добровольной уплаты административного штрафа согласно вступившему в силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;

4) наличие неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения уведомления об уплате таможенных платежей;

5) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

Кроме блокирующих критериев при проведении категорирования оцениваются также критерии, положительно характеризующие участника ВЭД, а также отрицательно характеризующие деятельность участника ВЭД.

Положительные критерии оценивают позитивные аспекты деятельности участника ВЭД, такие как: размер уставного капитала, период внешнеэкономической деятельности, размер уплачиваемых таможенных платежей, отнесение налоговой службой к категории низкого уровня налогового риска, экспортная ориентированность.

Отрицательные критерии оценивают наличие негативных аспектов в деятельности организации, в том числе такие как: доля товарооборота с офшорными зонами, значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) от средних значений по аналогичным товарам, нарушения, выявленные по результатам таможенного контроля до и после выпуска, привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при выявлении одного из блокирующих критериев и получении итоговой оценки деятельности, соответствующей значению, установленному для категории высокого уровня риска.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала анализируемого периода либо шести месяцам до даты его окончания при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий – отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;

2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в анализируемом периоде составляет не менее 100 штук;

3) участник ВЭД является юридическим лицом;

4) итоговая оценка деятельности участника ВЭД соответствует значению, установленному для категории низкого уровня риска;

5) не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска.

Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если участник ВЭД не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска.

В результате проведенного категорирования на III квартал 2021 года количество организаций низкого уровня риска составило 11 412, на долю которых приходится порядка 75% товарных партий и 85% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров.

К категории высокого уровня риска отнесено 6 915 участников ВЭД, к категории среднего уровня риска – 101 149 участников ВЭД.

Применение риск-категорирования в рамках СУР позволяет за счет распределения участников ВЭД по категориям уровня риска в общем процессе таможенного контроля обеспечить дифференцированное применение мер таможенного контроля для каждой категории в отдельности.

Снижение в отношении участников ВЭД, которые характеризуются низким уровнем риска, частоты применения мер таможенного контроля, перенося их на этап после выпуска товаров, способствует сокращению сроков совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров добросовестными участниками ВЭД и позволяет существенно снизить административное воздействие на указанную категорию организаций.