Ваш браузер устарел!
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
В связи с участившимися случаями кибератак на информационные ресурсы ФТС России значительно возросла нагрузка на сайт ФТС России, что как следствие приводит к неполному отображению информации на сайте.
Для корректного отображения контента сайта попробуйте обновить страницу или повторно зайти на сайт.
По линии дальнего зарубежья ФТС России проводится работа по развитию договорной правовой базы таможенного сотрудничества, расширению числа совместных проектов и инициатив, направленных на создание комфортных условий внешнеэкономической деятельности, а также упрощение и ускорение таможенных процедур при сохранении надлежащего уровня контроля за безопасностью международной торговли.
География сотрудничества ФТС России с зарубежными таможенными администрациями охватывает все регионы мира. Взаимодействие с партнерами выстраивается исходя из особенностей двусторонней торговли, ее объема и номенклатуры товаров, наличия тех или иных проблем и потенциальных точек роста.
Несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, поразившую мир в 2020 году, уровень сотрудничества в таможенной сфере не только не упал, но и получил новый виток развития, в том числе с учетом необходимости обеспечения приоритетного и беспрепятственного перемещения через границы грузов, направленных на борьбу с пандемией COVID-19 и ее последствиями.
Основным партнером ФТС России в регионе является Главное таможенное управление Китайской Народной Республики. Контакты с китайской стороной осуществляются на центральном, региональном и территориальном уровнях на плановой основе.
Приоритетными задачами на данном направлении являются содействие увеличению объемов российско-китайской торговли до 200 млрд. долларов США годового товарооборота к 2024 году, а также упрощение таможенных процедур в контексте инициативы по созданию Большого Евразийского партнерства и сопряжения строительства Евразийского экономического союза с «Экономическим поясом Шелкового пути».
В рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств организована работа Подкомиссии по таможенному сотрудничеству, встречи которой проводятся ежегодно. В рамках Подкомиссии функционируют девять российско-китайских рабочих групп по тем или иным вопросам таможенного дела.
Среди ключевых направлений совместной работы в настоящее время стоит отметить следующие проекты:
1) Проект по организации автоматизированного обмена сведениями о стоимости товаров, перемещаемых между Россией и Китаем. Основная цель – получение в режиме реального времени от ГТУ КНР сведений о стоимости товаров из экспортной таможенной декларации в целях борьбы с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров при их ввозе в Российскую Федерацию.
2) Проект «Зеленый коридор». Цель – дальнейшее сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД, за счет обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых во взаимной торговле России и Китая, и использование такой информации в рамках национальных систем управления таможенными рисками.
3) Проект по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров в отдельных пунктах пропуска на российско-китайской границе. Цель – ускорение совершения таможенных операций на этапе фактического пересечения границы.
4) Проект по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора. В 2019 году был подписан План действий между ФТС России и ГТУ КНР по взаимному признанию УЭО. В настоящее время в рамках данного плана ведутся переговоры по согласованию и подписанию соглашения о взаимном признании УЭО.
Активно развивается взаимодействие с таможенной службой Южной Кореи. Наиболее перспективные участки работы с корейскими партнерами сегодня – инициатива по взаимному признанию УЭО, а также подготовка к подписанию меморандума о сотрудничестве в области управления рисками.
Традиционным партнером среди стран Азии является также Япония.
В рамках российско-японского таможенного сотрудничества стороны обмениваются данными таможенной статистики, в т.ч. по импорту продукции морского промысла российского происхождения. Кроме того, ФТС России активно взаимодействует с Бюро таможни и тарифов Министерства Финансов Японии на региональном уровне: регулярно проводятся встречи Дальневосточного таможенного управления с японским региональным таможенным управлением Хакодатэ. Представителями ФТС России в Японии установлены контакты со всеми крупнейшими бизнес-ассоциациями Японии (Кейданрен, Джетро, Ротобо, Японская ассоциация таможенных брокеров и т.д.), регулярно проводятся семинары для японских участников ВЭД по актуальным вопросам таможенного администрирования в России и Евразийском экономическом союзе.
Еще одной страной, сотрудничество с которой характеризуется как активное, является Монголия. Основными направлениями совместной работы российской и монгольской таможен являются:
- мероприятия по обеспечению стабильного функционирования пунктов пропуска на росийско-монгольской границе;
- упрощение таможенного администрирования в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-монгольскую государственную границу (прежде всего, путем обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах);
- правоохранительное сотрудничество;
- обмен статистическими данными о взаимной торговле;
- административное содействие в рамках проведения таможенных проверок.
Сотрудничество между таможенными службами России и Индии также носит стратегический характер. Взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонних площадках – в рамках БРИКС, Всемирной таможенной организации, Международного транспортного коридора «Север-Юг». Налажен обмен статистическими данными о взаимной торговле в рамках соответствующего Меморандума, активно взаимодействуют образовательные учреждения сторон (РТА и Национальная академия таможни, косвенных налогов и противодействия наркотикам), осуществляется запросно-справочная работа. Ведется согласование подходов в отношении запуска «зеленого коридора» в рамках двусторонней торговли.
Активно развиваются контакты и с другими странами региона.
В частности, с таможенными службами Таиланда, Шри-Ланки, Пакистана и Афганистана ведется работа по подготовке к подписанию базовых соглашений по сотрудничеству и взаимной помощи в таможенных делах.
Активное сотрудничество на европейском направлении осуществляется с крупными торговыми партнерами Российской Федерации, такими как Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, а также с приграничными странами, в частности, с Финляндией, Латвией и Эстонией.
Направления и форматы такого сотрудничества определены Протоколом № 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства" от 24 июня 1994 года, а также двусторонними межправительственными соглашениями о взаимной помощи в таможенных делах.
Сотрудничество с Таможенной администрацией Нидерландов активно развивается, что, в числе прочего, обусловлено ростом двустороннего товарооборота. Основные направления сотрудничества – пилотный проект по обмену информацией между таможенными органами аэропортов Шереметьево и Схипхол, правоохранительное сотрудничество, обмен опытом в области управления рисками, функционирования инспекционно-досмотровых комплексов, электронной торговли и др.
Крупным торговым контрагентом и традиционным партнером Российской Федерации в европейском регионе является Финляндия, что обуславливает глубину и разнообразие совместных направлений сотрудничества ФТС России и Таможни Финляндии. Ключевые вопросы решаются в рамках Российско-Финляндской постоянной межведомственной рабочей группы по таможенным делам, функционирующей на площадке Российско-Финляндской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Ежегодно проводятся переговоры руководства таможенных служб, а также большое количество мероприятий на региональном и приграничном уровнях, в том числе регулярные встречи начальников таможен и таможенных постов, совещания с представителями пограничных служб и железнодорожных операторов двух стран, семинары с участниками внешнеэкономической деятельности. Действует рабочая группа по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов, регулярно проводятся совместные учения на российско-финляндской границе, проводятся экспертные консультации по сопоставлению статистических данных в целях уменьшения существующих расхождений, осуществляется взаимное содействие в области таможенного регулирования экспорта леса из России в Финляндию.
Сотрудничество со странами Прибалтики также характеризуется как активное. Так, в Латвии работает представитель ФТС России, функции которого также распространяются на Литву и Эстонию. Постоянно функционируют российско-латвийская и российско-эстонская рабочие группы по таможенному сотрудничеству. Взаимодействие с таможенными органами указанных стран направлено, прежде всего, на обеспечение стабильного функционирования таможенных органов в сопредельных пунктах пропуска, содействие развитию транзитного потенциала региона, борьбу с таможенными правонарушениями, обмен передовым опытом и практиками таможенного администрирования.
Активно развивается сотрудничество с таможенными органами Бельгии. Успешно решаются задачи, связанные с выявлением и пресечением нарушений таможенного законодательства в двусторонней торговле, обеспечением точного взимания таможенных платежей, аналитической и запросно-справочной работой и иными сферами взаимодействия, предусмотренными Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о взаимной административной помощи в таможенных делах от 2001 года. В 2020 году сторонами начата работа по согласованию проекта международного договора об электронном обмене сведениями о сертификатах Кимберлийского процесса.
Еще одним традиционным партнером ФТС России в Европе является Агентство таможни и государственной монополии Италии. Среди основных форматов взаимодействия можно отметить пилотный проект «Зеленый коридор», взаимную административную помощь в рамках правоохранительной деятельности, обмен опытом при проведении таможенных экспертиз, проведение совместных семинаров для участников внешнеэкономической деятельности.
ФТС России установлены регулярные контакты и с таможенными администрациями стран Латинской Америки. Среди основных партнеров ФТС России в данном регионе – таможенные службы Аргентины и Бразилии.
Основные направлениями совместной работы с аргентинскими коллегами являются обмен информацией и взаимопомощь в рамках Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, обмен статистическими данными о взаимной торговле, борьба с правонарушениями в таможенной сфере, запросно-справочная работа.
Широкий круг вопросов решается во взаимодействии с таможенными органами Бразилии. Среди основных - организация обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Бразилией, применение электронных систем верификации сертификатов о происхождении товаров, взаимное признание УЭО и др. Отдельным треком является выработка единых позиций в рамках «таможенной повестки» БРИКС.
Традиционным партнером в регионе является Генеральная таможня Республики Куба. Постоянно функционирует двусторонняя рабочая группа по таможенному сотрудничеству, которая была создана по итогам 10-го заседания Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Активно развиваются контакты с таможнями Парагвая и Венесуэлы, ведется согласование двусторонних соглашений таможенной направленности с уполномоченными органами Перу, Уругвая и Чили.
Одним из крупнейших партнеров ФТС России в данном регионе является таможенная служба Турции. Сотрудничество с коллегами организовано по ряду важнейших направлений, среди которых:
- реализация проекта «Упрощенный таможенный коридор» с целью создания благоприятных условий для добросовестных участников ВЭД при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля;
- взаимодействие в рамках Совместного таможенного комитета таможенных служб России и Турции и в рамках входящих в него рабочих групп (в области управления рисками, совершенствования таможенных технологий, борьбы с таможенными правонарушениями и таможенной статистики взаимной торговли);
- взаимное признание УЭО (подписан план действий между ФТС России и Министерством торговли Турецкой Республики по подготовке протокола о взаимном признании УЭО).
Активное взаимодействие организовано с таможенной службой Марокко. С 2019 года стороны приступили к практическому запуску проекта «Зеленый коридор». В высокой степени готовности находятся межведомственные протоколы о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости и взаимного административного содействия в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС.
Реализуются совместные инициативы с таможенными администрациями Израиля, Египта, Туниса, Иордании, Ирана и Палестины.
С рядом ближневосточных государств ФТС России в настоящее время ведется работа над проектами базовых соглашений о взаимной помощи в таможенных делах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар).